КАК ВКЛЮЧИТЬСЯ В МИРОВУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ПОВЕСТКУ?

КАК ВКЛЮЧИТЬСЯ В МИРОВУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ПОВЕСТКУ?

Центр дизайна корпоративных программ ИБДА РАНХиГС в рамках Московского международного салон образования организовал дискуссионную панель «Как включиться в мировую исследовательскую повестку преодолев эффект колеи и низкую плотность человеческого капитала». Панель организована совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ. В зале «Аристотель» 75-го павильона ВДНХ собрались исследователи из различных дисциплин, представители профессионального и экспертного сообществ, государственных и общественных институтов и бизнес-структур. Участники панели обсудили новые формы и модели организации исследовательской деятельности в университетах с целью включения в мировую исследовательскую повестку.

Открывая дискуссию, советник при ректорате Финансового университета, директор по исследованиям «ThalamusLab» РАНХиГС, Александр Диденко обозначил темы дискуссии: «Ситуация с научными исследованиями в России – это «трансформация внутри трансформации»: Россия пытается завершить переход от успешного, но невозможного в капитализме советского способа организации науки к более приемлемым в нынешней ситуации формам, о которых толком еще ничего нигде не известно, поскольку статус исследований во всем мире изменяется на фоне очередной промышленной революции. Отсюда оторванность от мировой повестки, инбридинг, сложности с международными коллаборациями, провалы во взаимодействии с корпоративным заказчиком и инновационным миром и даже в построении конкурентоспособных на мировом рынке образовательных программ: что заложить в их основу, если не актуальные исследовательские результаты? Ситуация осложняется тем, что заливать ресурсами все «поле» не получится: ресурсов мало, риски велики, требуется развитие ускоренными темпами. Нужны новые формы организации, но какие?»

Марина Игнатьева, начальник отдела сотрудничества в сфере научной и инновационной деятельности Федерального агентства «Россотрудничество» обозначила основной тезис о том, что наука не может успешно развиваться в изоляции, ей необходим свободный обмен научной информацией, международное сотрудничество. И у агентства есть для этого необходимые ресурсы.

«Мы действуем в двух направлениях. Первое – это содействие развитию международного сотрудничества. И в той области мы готовы помогать. Первый наш ресурс информационно-организационный. У нас за рубежом есть 96 представительств в 80 странах. Основные контакты наших представительств — это университеты, школы, научные организации и научно-академическое сообщество. Мы помогаем российским и зарубежным организациям искать партнеров. Тут важно, чтобы была реальная и четко поставленная конкретная задача. С другой стороны, мы помогаем российским и зарубежным компаниям в организации совместных мероприятий: конференции, симпозиумы, дискуссии. Другое направление нашей деятельности – это популяризация российской науки», — рассказала представитель Россотрудничества.

В качестве примера, она привела поддержку глобальной акции «Открытая лаборатория», а также рассказала про организационное обеспечение в самостоятельном действии молодых ученых по налаживанию связей с мировой повесткой.

Директор по развитию центра НТИ по направлению «Искусственный интеллект», заместитель заведующего кафедрой РВК Лоран Акопян сделал акцент на том, что результаты исследований должны быть таковыми, чтобы их можно было сразу внедрить в бизнес.

«Все что у нас есть мы можем поделить на три категории: первая категория — это те разработки, которые уже есть на рынке, необходимо только дошлифовать ТЗ с точки зрения заказчика. Например, это автоматизация голосовых помощников, чат-ботов и прочее. Вторая категория это полуразработки — полупродукты. То есть мы знаем, в какой сфере бизнеса они могут быть внедрены, но они требуют дополнительных бизнес-исследований. Поэтому здесь срок внедрения в бизнес в полтора раза дольше, чем в первой категории. И третья категория, где пока еще даже нет технологий. Это исключительно фундаментальные исследования» — рассказал Лоран Акопян.

Он пояснил, что в этом случае бизнес не будет инвестировать деньги, поэтому нужны коллаборации.

Роман Райкин, проректор по развитию международной деятельности Алтайского государственного университета, напомнил, что в советский период страна была мировым лидером ряда областей и отчасти им она и остается.

«Но что происходит? – спрашивает эксперт. – Мы становимся сырьевым придатком. Мы выращиваем людей, которые благополучно переселятся туда, где есть условия для работы. Для молодого ученого мы должны создать условия, при которых он дорастет до Нобелевского лауреата. И это не совсем уж непреодолимая задача.»

Он рассказал об опыте включения молодых ученых в коллаборации на этапе становления их, как специалистов в рамках XXVI Европейского симпозиума по космическим лучам (ECRS), который был организован на базе Алтайского государственного университета. Мероприятие собрало значительное количество молодых исследователей, аспирантов и магистрантов со всего мира, в том числе из научных центров Сибири: Новосибирска, Иркутска, Якутска, Томска.

Директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Лариса Тарадина рассказала об опыте создания сетевых сообществ. По ее словам, в Президентской академии несколько лет функционирует Российско-французский университет и недавно стартовал Российско-испанский университет.

«Во-первых, это нам дает возможность очень близко познакомиться и подружиться с зарубежными партнерами, и с российскими партнерами. Несколько лет назад до того, как стартовал проект «5-100», российские университеты не знали друг друга. Налаживание добрых, теплых контактов очень сильно сокращает дистанцию и помогает сотрудничеству. Во-вторых, сетевые отношения помогают нам выходить на междисциплинарные темы. Это одна из сложных задач – как заставить человека начать думать за рамками своего предмета, причем на какую-то не связанную тему?» — задает вопрос эксперт РАНХиГС.

Она также затронула другую важную тему о том, что исследователи стали много фокусироваться на публикациях.

«Международное образовательное сообщество и все рейтинги заставляют людей публиковаться, как можно больше. Все это, во-первых, ведет за собой огромный масштаб фальсификации. Во-вторых, перегружает достойные журналы и достойных людей. В итоге международные журналы первого уровня просто прекратили принимать публикации, поскольку их скопилось для рассмотрения на несколько лет вперед. В связи с этим вопрос: с той скоростью, с которой сейчас развивается наука и исследования, и уплотняется научный капитал, кому нужны будут наши сегодняшние исследования, которые только года через два будут приняты на рассмотрение, и через четыре могут быть теоретически опубликованы? И как эти противоречия решить пока не очень понятно. Причем это общемировой кризис, не российский», — отмечает Лариса Тарадина.

Как напомнил модератор Александр Диденко, именно эти проблемы и были заявлены для обсуждения в рамках дискуссии.

«Россия внутри себя трансформирует нашу науку. Сейчас бизнес настолько глубоко интегрируется с наукой, что указывает ей на фундаментальном уровне, что необходимо делать. Это требует наличие с одной стороны ученых, определенным образом подготовленных к диалогу, с другой стороны, и бизнес любой не подойдет для этого», — отмечает эксперт РАНХиГС.

Он рассказал об опыте помещения научного поиска в рамки бизнес-акселерации, и этот опыт вызвал много вопросов из зала. Напомним, что в марте текущего года в РАНХиГС стартовала Школа-акселератор криптоэкономических исследований, организованная Центром дизайна корпоративных программ ИБДА совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ. Цель Школы — акселерация мышления исследователей, настройка их научной деятельности под актуальные запросы бизнеса и государства. В течение недели на площадке Академии исследователи из различных дисциплин и разных городов разрабатывали свои проекты, которые были представлены экспертному жюри. Задача заключалась в том, чтобы направить участников не на абстрактную исследовательскую работу, а для того, чтобы у каждой группы появилась, по крайней мере, одна научная статья. Для этого на проект специально были приглашены редакторы нескольких журналов: гендиректор ИД «Креативная экономика» Егор Абрамов и член редакторской коллегии научного журнала TheLedger, специализирующегося на криптовалютных исследованиях, Фолкер Шкаврик, которые рассказали о требованиях для публикаций в этих изданиях. Следующий этап Школы-акселератора пройдет летом.

Московский международный салон образования (ММСО) — это крупнейшее мероприятие в сфере образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Салон является платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего системы образования, площадкой привлечения внимания российского и иностранного бизнеса к участию в российском образовательном процессе, в том числе в форме государственно-частного партнерства. В период с 10 по 13 апреля ММСО посетили более 50 000 уникальных посетителей.

Видеозапись опубликована здесь