Эксперты РАНХиГС рассказали о трендах финтеха – FinTech

В медиалофте Президентской академии состоялся деловой ужин в light-формате для специалистов финтех-отрасли. Маркетологи, представители агентств, менеджеры, владельцы бизнеса вместе с экспертами обсудили «горячие» тренды финтех-продуктов и прорывные технологии digital-индустрии.

С приветственным словом от лица Правительства Москвы выступил начальник центра услуг для бизнеса ГБУ «Малый бизнес Москвы» Александр Зайцев. Он рассказал о том, как город поддерживает бизнес. В московских центрах услуг для бизнеса (ЦУБ) регулярно проводятся обучающие мероприятия и консультации по вопросам создания и развития бизнеса.

«Ежегодно мы оказываем свыше 100 тысяч консультаций. Основные направления – это меры финансовой поддержки, имущественной поддержки предпринимателей, консультации по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, участия в государственных закупках. Мы проводим порядка 1 500 образовательных мероприятий в год, которые посещают свыше 52 тысяч участников», – говорит представитель ГБУ МБМ.

Для удобства предпринимателей столичные власти активно развивают онлайн-сервисы. На сайте mbm.ru можно оставить заявку на получение готового комплекта документов для регистрации предприятия, записаться в коворкинг, подобрать помещение для бизнеса. Кроме того, на портале «Корпорации МСП» создан «Бизнес-навигатор». Это мультисервисная платформа, на которой собраны воедино различные меры поддержки предпринимателей. Портал позволяет рассчитать бизнес-план типового проекта, оценить уровень спроса и предложения, уровень конкуренции по различным сегментам бизнеса.

Тему малого бизнеса продолжил Илья Мунерман, основатель компании «Мунерман и партнеры», директор исследовательского центра «Интерфакс-ЛАБ». Он рассказал о современных скоринговых моделях для принятия управленческих решений, в том числе, для малого бизнеса.

«Современная скоринговая модель – это такая математическая конструкция, – говорит спикер. – Это наши органы чувств современной финтех-модели. Мы собираем, так называемые, фичи (feature), или факторы, которые описывают активность человека, или юридического лица, или какого-то института. Мы отбираем из них значимые и смотрим, как эти фичи влияют на вероятность некого поведенческого паттерна. Таким образом, поведенческие паттерны мы распознаем по большому количеству фичей, причем эти фичи также могут взаимодействовать друг с другом».

Зачем нужны скоринги? Эксперт уверен, что машинное обучение – лучше, чем наше мышление, ведь на принятие наших решений оказывает влияние значительное количество когнетивных искажений.

«Для того, чтобы перемещаться, мы используем технические устройства. Абсолютно такая же история происходит у нас в голове. Наш мозг, наша система принятия решений сформировалась еще в эпоху охоты и собирательства и закрепила генетически очень многие алгоритмы принятии решений, которые не всегда эффективны в цифровую эпоху. В этом случае машины могут нам помочь в принятии решений с учетом того объема информации, который нам приходится обрабатывать», – говорит директор «Интерфакс-ЛАБ».

Он пояснил, что «Интерфакс», это не только информационное агентство. В начале 2000-х компания сделал ставку на разработку современных сервисов и IT-решений, позволяющих работать с большими массивами данных и принимать бизнес-решения. Среди примеров разработок «Интерфакс-ЛАБ», есть Скоринговая модель для малого бизнеса (МСП). Директор центра привел исследовательские данные и перечислил ряд инструментов, среди которых, прежде всего, выдача кредитов малому бизнесу.

«Если нормировать по годам, то мы видим, что малый бизнес неплохо обслуживает кредиты. То есть показатели просрочки редко превышают десять процентов, обычно меньше пяти. Следующий инструмент, который повышает качество жизни – распознавание франшизы. К великому сожалению франчайзинговые сети в России непрозрачны, то есть четкого договора между франчези и франчайзером часто не бывает», – констатирует эксперт.

В результате применения данной Скоринговой модели улучшились (в основном) скоринговые оценки франчайзеров и франчайзи, создан механизм противодействия мошеничеству в сфере франчайзинга, созданы инструменты улучшения кредитного скоринга, как самих сетей, так и их сотрудников, улучшены статистические характеристики, прозрачность сети получила качественную оценку.

Дмитрий Тарасов, проектный директор FRANK ReseachGroup, экс-директор Управления стратегического планирования «Сбербанк России» рассказал о том, как меняется конкуренция и стратегии успеха в цифровой экономике. Он обозначил основные глобальные финтех-тренды.

«То, как развивается финтех, определяется в первую очередь регулированием, поэтому региональные различия очень важны. Например, больше всего финтех-инициатив в рынке расчетов, особенно в розничном. Но это по-разному регулируется в Штатах, особенно в Европе. У нас свой особенный рынок в Росси, и совершенно особенный рынок в Китае. То, какие регуляторные требования предъявляются, это определяет уровень и направления развития финтеха. Второе, это Искусственный интеллект. Наблюдения больших консалтинговых фирм показывают, что здесь не будет скачка, потому что он (финтех, – ред.) идет по типу настройки модели – где-то модель достраивают, чем-то дополняют, и это постепенно приближается к уровню Искусственного интеллекта», рассказал спикер.

Он пояснил, что финтех создает возможности новых стратегий и инструментов их реализации. Особенно это касается области маркетинга и целевого предложения.

«Раньше сегментации были важным понятием в маркетинге, стратегическом управлении – кто ваши клиенты, на сколько групп они делятся, чем они различаются? Сейчас финтех позволяет практически формировать кастомизированное индивидуальное предложение. Ранее об этом можно было мечтать, сейчас это реальность», – считает Дмитрий Тарасов.

Стратег также рассказал о новой профессии, которая становится востребованной на рынке финтеха. Это, так называемые, «трансляторы», или «переводчики», хотя точного слова в русском языке нет.

«Такой человек является специалистом одновременно в нескольких областях, – рассказывает стратег. – Он должен быть и хорошим проектным менеджером, он должен владеть современными методиками проектной деятельности, такими как agile – гибкого управления проектом, но, в первую очередь, он должен быть экспертом. Он должен понимать, что могут делать датасайнтисты, но при этом понимать, как функционирует фронт-лайн – какие вопросы задают клиенты – к чему они готовы или не готовы в своих взаимоотношениях с банком».

Директор по исследованиям лаборатории ThalamusLab, руководитель научного трека магистратуры Финтех РАНХиГС Александр Диденко в своем выступлении обсуждал с аудиторией искусственный интеллект, криптоактивы и тотальную турбулентность. На примере Facebook он обозначил те вопросы, которые возникают при создании криптовалюты. Как известно, глобальная соцсеть недавно объявила о запуске своей криптовалюты и это обеспокоило рынок. Потенциал блокчейн запуска составляет порядка 2,4 млрд реальных пользователей, которые смогут использовать криптовалюту Facebook для торговли, игр, покупки акций компании. В число инвесторов криптовалютного проекта Facebook входят серьёзные техно-предприятия: Uber Technologies, PayPal, Visa, Mastercard. Кроме этого, валюта Facebook привязана к корзине традиционных ведущих валют.

«Чтобы у вас случилась криптовалюта, вам нужно решить: кто будет заниматься, например, эмиссией? кто будет заниматься удостоверением сделок? как эти важные люди будут вознаграждаться? кто будет заниматься удостоверением сделки? Вам нужно решить много технологических, имеющих отношение к удобству, вопросов», – рекомендует Александр Диденко.

Во что в итоге в будущем превратятся криптовалюты? Эксперт считает, что есть два варианта и искусственный интеллект будет играть в этом большую роль. Прежде всего, это криптовалютный либерализм – у всех появляется много криптовалют, однако количество денежных единиц должно быть счетным. Но если обменом занимается искусственный интеллект, то ему все-равно сколько у вас счетных единиц. И деньги превращаются в расчетную единицу между компьютерами. А что если люди вообще откажутся от валют?

«Ваш искусственный интеллект в холодильнике заказал вам завтрак, а дрон его доставил, причем сам же и расплатился с городской навигационной системой за выделение ему скоростного эшелона, потому что у дрона тоже есть собственные деньги. И эта та картина, когда получается много искусственных интеллектов, которые между собой конкурируют. А может быть, наоборот, у вас есть один большой искусственный интеллект и использует криптовалюту, как расчетную единицу, но только внутри себя. Вот вы завтракаете каким-то образом, вы даже не знаете каким, потому что вы не знаете что такое деньги? И это просто завтрак вашей мечты. У вас семья вашей мечты, квартира, работа вашей мечты. И вся эта история не стоила вам ни рубля», – прогнозирует эксперт.

Человеку кажется, что он сам выбрал эту работу мечты, но на самом деле это не так – его жизнь, вместе с работой, женой и детьми, подобрал алгоритм – он сделал цифрового двойника внутри человека.

«Такой Госплан никогда не будет ошибаться, он вам все даст – зачем вам тогда деньги? И от вас потребует ровно столько, сколько вы можете. Но это в случае, если у людей нет свободной воли. А есть она или нет, этого мы не знаем», – заключил директор по исследованиям лаборатории ThalamusLab.

Мероприятие было организовано магистратурой «Прорывные финансовые и цифровые технологии» (Financial and digital PRO). Все выступающие эксперты являются преподавателями инновационной магистратуры. Программа предназначена для профессионалов в области Fintech, Logistics и SmartCity.

Ведущая бизнес-школа России

ИБДА РАНХиГС


Практическая магистратура
"Финансы и технологии"

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН

Чтобы записаться на 14 февраля 2022 года в 16:00, пожалуйста, заполните все основные поля в форме

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответсвии c политикой конфиденциальности

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН

Чтобы смотреть запись от 05 июля 2023 года, пожалуйста, заполните все основные поля в форме

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответсвии c политикой конфиденциальности