Представители банковского и финтек-сообщества высказались о необходимости менять образовательные программы в вузах на Гайдаровском форуме в рамках дискуссии «Цифровизация финансовых услуг: новый виток в развитии FinTech», организованной «Центром дизайна корпоративных программ» (ИБДА). Эксперты обсудили предпосылки и тренды цифровизации, изменение роли банков, внедрение финтех-инноваций, а также подготовку высокопрофессиональных кадров. Было отмечено, что сегодня, в части подготовки специалистов для банковской отрасли, проблема в вузах есть, потому и появляются корпоративные университеты.
«Есть компетенции, которые в вузах не прокачиваются, — считает заместитель председателя Центрального банка РФ Руслан Вестеровский. — Это все, что касается «софтовых» вещей, работы в команде, принятия решений в ситуации неопределенности, навыков обратной связи, планирования и т.д. Я бы на этот блок сделал большой фокус. Ну и все, что касается цифровых историй — цифровые навыки и знания — мы сейчас очень серьезно у себя в корп. университете развиваем. Это большое направление: навыки программирования, технологий, это то, что позволит стать конкурентоспособными и успешными».
Эксперт также рекомендовал вузам ускориться. «Сейчас динамика настолько высокая, что пока разработаешь программу, она уже теряет свою актуальность. Вузам сегодня нужно добавить динамику. У нас на 3-4 года надо быстрее двигаться», — акцентировал представитель Центробанка.
Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин поддержал своего коллегу. «Приходит человек на работу и его приходится переучивать по двум основным причинам. Во-первых, это очевидно soft-skills, потому что начальник — это не преподаватель. Во-вторых, в банках есть крайне специфические знания, которыми приходится снабжать первые полгода выпускника. И ему надо быть максимально гибким, адаптивным, креативным, понимать корпоративную культуру», — пояснил Александр Ведяхин.
Алексей Жданов, заместитель Председателя Правления Россельхозбанка добавил, что кроме прочего, сейчас нужно обращать внимание на теоретические знания и науки, которые находятся на стыке разных профессий, например, бизнес-аналитик.
В подтверждение темы, модератор дискуссии проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов обратился к аудитории с вопросом на предмет наличия базового высшего образования. Оказалось, что на финтек-секцию собрались слушатели не только с финансовым или экономическим образованием, но и с техническим, и гуманитарным базовым образованием. «Перемешиваются сейчас дисциплины — асторофизика, биохимия. И теперь это идет в управленческие науки и финансовый сектор», — пояснил модератор.
С представителями банков не согласился директор Института прикладного анализа данных Deloitte, СНГ Алексей Минин. В своем выступлении он сказал, что вузам не надо равняться на корпоративные университеты. «Тот человеческий капитал, который сейчас производят вузы, он абсолютно достаточного качества, и не надо вузам идти в корпоративные университеты! Вы производите базовое образование, и качество этого образования достаточное. Нужно просто повышать эту планку», — подчеркнул Алексей Минин.
Обращая же внимание именно на саму банковскую отрасль, он призвал объединить человеческий капитал, ресурсы и тот фокус, который задан руководством страны. По мнению директора Deloitte, основная проблема сейчас в том, что в банках есть большое количество «отравляющих» людей — хипстеров науки, которые переходят из банка в банк и ничего не делают.
«Ты приходишь в другой банк — и вот он снова тут! Он уже все сделал в предыдущем банке и теперь пришел сюда! Как ты все сделал, если я за тобой все это теперь делаю?! Если бы эти люди все реализовали, то мы бы с вами давно жили бы в 22 веке, а мы все еще в 20 находимся. Я считаю, в этом основная причина — надо перестать сидеть на хайпе и начать системную работу. И очень внимательно смотреть в сторону открытых инноваций, потому что закрытые инновации — это долго, это дорого, это сложно», — заключил Алексей Минин.