Тему лидерства глубоко рассмотрели участники экспертной дискуссии «Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства?» в заключительный день Х Гайдаровского форума.
В роли модератора выступил старший вице-президент ПАО Сбербанк, руководитель блока «Риски» Джангир Джангиров. Эксперты не просто рассуждали о том, как человеку будущего соответствовать информационным вызовам XXI века, но и пытались «заглянуть» ему в мозг. Как изменится быстродействие человеческого мозга и как заставить его работать на лидерство?
Стивен Поелманс, профессор нейробиологии и стратегического лидерства Школы менеджмента университета Антверпена высказался, что лидерские качества можно развивать только на практике, сталкиваясь с препятствиями через кровь, пот и слезы, исправляя свои ошибки, пока не получится. «С помощью ряда упражнений мы ставим менеджера в реальный общественный контекст. Лично я считаю, что в школах менеджмента не удалось решить проблему развития лидерских качеств — нельзя развить лидерские качества, говоря об этом в классе», — сказал профессор.
Он привел данные исследований лаборатории NeuroTrainingLab: «Мы следим за деятельностью лобной части коры головного мозга, чтобы посмотреть насколько наши лидеры умеют контролировать себя, насколько они могут фокусировать свое внимание на нужных моментах и в разные моменты времени». Было отмечено, что лидеры могут быстро переключаться между различными стилями парадоксального поведения, между противоположными видами деятельности. Это требует метакогнитивного подхода.
«Если говорить о лидерах, кого я хочу взять к себе на работу? Последний, кого я хочу взять – это отличник, который хорошо умеет считать – для этого есть компьютер. Мне нужен какой-нибудь безумный, который не так все делает», — такое понятие лидерства дала профессор в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская.
Она рассказала о человеке будущего и его месте в мире цифровых технологий и быстро меняющейся действительности.
«Сдаем ли мы позиции этому цифровому миру? Если есть у нас планы на жизнь, тогда нужно думать, как жить. Мы можем сказать, какой мозг умный, какой глупый, а какой гениальный? И какой искусственный интеллект мы создаем? Умный?! А что это значит? А гениальный искусственный интеллект возможен? А что это значит?», – заставляет аудиторию задуматься Татьяна Черниговская.
По ее мнению, искусственный интеллект никогда не заменит человека, поэтому с раннего возраста мы должны научиться приспосабливаться к жизни в цифровом мире, чтобы сохранить человечность.
«Мы должны давать себе отчет о том, что у нас находится в черепной коробке и не заблуждаться на тему того, что мы легкомысленно называем «мой мозг». Кто чей – это еще вопрос», — резюмирует нейробиолог.
Психолог Александр Асмолов, директор по гуманитарной политике РАНХиГС, считает, что «лидер не тот, кто авторитарный».
Лидер – это тот, кто может определить зону ближайшего развития своих сотрудников. Лидер это тот, кто мастер предикативного эффекта — тот, где нет готовых алгоритмов. Ключевой характеристикой любой образовательной системы, как и ключевая характеристика лидеров, у которой наибольший предикативный эффект», – говорит эксперт.
По его мнению, чтобы готовить таких лидеров, образование должно быть школой неопределенности – образование без готовых алгоритмов. Сегодня образование – это школа поведения в неопределенных ситуациях.
В заключение, психолог призвал аудиторию читать научную фантастику, сославшись на слова писателя Нила Геймана утверждавшем, что ведущие разработчики таких высокотехнологичных корпораций, как Apple, Microsoft, Google в детстве читали хорошую научную фантастику.